Возвращение Чезета ( CZ 472 3)
Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в
спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие
мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира.
Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ,
поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.
Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого
известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила
возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.
Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного
двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к
раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения
сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая
вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться
достаточно подробно.
Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоцикл,
простой. надежный и. вместе с тем. вполне элегантный, если это слово
вообще применимо к мотоциклам-«работягам», предназначенным для
ежедневных поездок, а не для воскресных прогулок. ЧЗ-472 рассчитан на
эксплуатацию только в качестве «одиночки», то есть без бокового прицепа.
Именно поэтому он значительно облегчен в сравнении с Ява-634.
Выигрыш в 11 кг достигнут в основном применением легкой рамы,
имеющей. однако, жесткость, вполне достаточную при эксплуатации без
коляски. Кроме того, на мотоцикле установлена более короткая (но, к
сожалению, и более короткоходная) передняя вилка с внутренними пружинами
и верхней траверсой из алюминиевого сплава, более легкая передняя шина,
бензобак емкостью 13 л без декоративных хромированных накладок.
небольшая аккумуляторная батарея (8 А-ч). Максимально облегчены все
рычаги. подставка, подножки водителя и пассажира, кронштейны руля и
другие детали.
Двухцилиндровый двигатель нового ЧЗ рабочим объемом 343 см3 с
глушителями шума впуска и выпуска развивает мощность до 23 л. с. при
частоте вращения коленчатого вала 5250 об/мин. а максимальный крутящий
момент (3.2 кгм) достигается уже при 4500 об/мин.
Столь благоприятные параметры в сочетании с удачно подовранной
коробкой передач обеспечивают мотоциклу отличную для его умеренной
мощности приемистость. Заметим, что ЧЗ-472 — машина малошумная,
удовлетворяющая по этой части самым жестким требованиям. Даже при
опробовании приемистости (полный газ на повышенных оборотах) шум не
выходит за допустимую норму.
Интересно выполнен вход воздуха в очиститель. Снизу седла, в передней
части его основания сделаны две пары отверстий, одна из которых при
закрытии седла плотно смыкается с резиновыми впускными патрубками
воздухоочистителя. Таким образом, воздух попадает сначала в полость под
седлом, совершает «петлю», гася при этом шум впуска, и только потом
фильтруется (на мотоциклах Ява-634 и CZ-472 очень эффективные глушители
выпуска, поэтому на высоких оборотах шум создается преимуществен но
системой впуска, которой й уделено особое внимание). Хотим предупредить
владельцев CZ о необходимости плотно и аккуратно закрывать седло, иначе
мотоцикл будет слишком шумным и к тому же появится опасность обеднения
смеси. Кроме того, под седлом не стоит возить тряпки: они могут
подсосаться к воздухо-заборным каналам.
В связи с действующим у нас ограничением скорости мотоциклов (70
км/час), видимо, следует сказать несколько слов относительно обкатки.
Как теперь ее выполнять? Ведь даже на первых километрах допускается
движение со скоростью до 75—80 км/час на четвертой передаче. Значит ли
это, что ныне обкатка двига теля стала совсем не нужна? Очевидно, нет,
хотя требования к двигателю можно несколько изменить. Если раньше его
приходилось медленно, планомерно «приучать» к работе на высоких оборотах
(в известной мере ценой излишнего увеличения зазоров. повышения
шумности), то теперь в этом нет необходимости. 4е-ловек, умеющий владеть
собой, получает возможность разумной ездой значительно продлить срок
службы двигателя. Обкатка. таким образом, сводится к тому, что на первых
тысячах километров его надлежит обильно смазывать (как указано в
инструкции) и предохранять от перегрузок.
Поскольку большие скорости нас сегодня мало интересуют (из-за
ограниченного количества скоростных магистралей). основными
достоинствами мотоцикла становятся другие качества: приемистость.
приспособляемость к изменению нагрузки, бесшумность, низкий расход
топлива и т. п. Ведь каждый мотоциклист согласится ездить на такой
машине, которая (благодаря приспособляемости) почти не требовала бы
переключения передач, иначе на любой мало-мальски сложной дороге езда
превратится в утомительную работу. В этом смысле сравнительно
малофорсированные двухцилиндровые двигатели ЯВА-350 вполне удовлетворяют
наших мотоциклистов даже на труднейших горных трассах. Нынешние
двигатели — это дальнейшее развитие все той же. оправдавшей себя
конструкции. Особое значение это качество приобретает сейчас, при
введенных ограничениях скорости, сводящих на нет преимущества
высокоо№оротных форсированных двигателей. Продолжая лучшие традиции
ЯВЫ-350, новый ЧЗ стал еще менее чувствителен к подъемам или встречному
ветру.
Несколько слов о стуках в двигателе— этой «наболевшей» теме
владельцев ЯВЫ-634, а теперь — CZ-472. Новый мотор кое-чем существенно
отличается от предшественника — модели 360/00. Более высокой степенью
сжатия, увеличенной жесткостью и массой поршней, игольчатыми
подшипниками в верхних головках шатунов, возросшей площадью ребер на
цилиндрах и их головках более тонким литьем картера и его крышек.
Источников механических шумов стало больше, и они из-за применения
высокоэффективных глушителей слышны отчетливей. Порой даже опытные
мотоциклисты ошибочно принимают их за признак неисправности. Вспомним к
тому же, что между определенными деталями двигателя должны быть
достаточные зазоры, чтобы он мог нормально работать. Так, в игольчатом
подшипнике верхней головки шатуна, по данным завода. необходим зазор от
0,005 до 0,019 мм, который обеспечивается при сборке. Разумеется чем он
больше, тем громче издаваемый подшипником стук, хотя тот, у которого
зазор больше, требует меньших хлопот при обкатке!
|